пятница, 20 января 2012 г.

Как праздновали Рождество, Новый год, Святки в Ржеве.

История праздника Новый Год.
31 августа 1699 года (по с. ст.), когда православный народ готовился встретить Новый год, поздним вечером по улицам Москвы промчались царские гонцы с криками: «Огни гасить! Новолетие не править!» А 20 декабря зачитали указ Петра от 15 декабря: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия...».
Традиция проводить новогодний праздник с шумными застольями, ночными гуляньями, танцами у ёлки и фейерверками прижилась в России быстро. А вот новогодняя ёлка пробивала себе дорогу с трудом. До введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с берёзкой, либо с цветущим вишнёвым деревом, в зависимости от того, когда отмечали праздник – осенью или весной. Украшать  дома ёлками в массовом порядке стали спустя целое столетие после знаменитого указа от 20 декабря 1699 года.
Празднования в Ржеве.

В своих воспоминаниях о родном Ржеве Б.А. Германсон (он проживал в городе с 1903 по 1943 гг.) рассказывает, как дома для детей устраивали Новый год. Он пишет, что всегда привозили высокую ёлку, устанавливали её в гостиной и украшали блёстками, шарами, бусами и ёлочными свечами. Затем вместе с взрослыми ходили вокруг ёлки и пели песню «В лесу родилась ёлочка». Дети читали стихи, танцевали, веселились. И заключительным этапом новогодней ёлки было вручение подарков от Деда Мороза.
Уличные гуляния были весёлыми и активными. Ржевитяне любили спортивную игру «кулачки» или стенки, которые происходили на льду у реки Волги. Эта игра представляет бой «стенка на стенку». Участвовали в ней все, от сопливых мальчишек до настоящих мужчин – две толпы по триста-четыреста человек сталкивались, как два бурлящих потока. Были в этой игре и определённые правила, нужно заметить, что в Ржеве не позволялось, в отличие от Москвы «пускать кровь».
Ещё одной излюбленной забавой ржевитян был каток, который ежегодно устраивался на нынешней Советской площади на пожарном пруду. Это место посещала не только молодёжь, но и люди зрелого возраста. В праздничный день каток освещался разноцветными фонариками. Особой потехой служил фейерверк – произведение династии местных пиротехников В.М. П.И.Колларов. Люди жгли бенгальские огни, запускали ракеты. Также в праздничные дни обязательно приглашался оркестр драгунского полка.
На Рождество всегда устраивали посиделки с весёлыми и озорными песнями. Девушки и парни приходили из разных деревень, обязательно наряжались в лучшие платья. Примечательной чертой этого времени было колядование или славление: ходили группами ко двору, пели песни, посвящённые Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Обычно начинали с церковного песнопения: «Христос рождается, славите». В свою очередь, хозяева давали колядовщикам угощение.
После Нового года и Рождества наступали святочные дни, которые продолжались с 8 по 19 января. В деревне эти дни отмечали очень весело. Берега Волги особенно оживлялись, дети ежедневно катались на санках, лыжах, коньках. К ним присоединялись взрослые, устраивались различные соревнования на лыжах. Вечером после праздничного ужина, рядились в костюмы и снова выходили на улицу петь и плясать. Когда наступала полночь, молодёжь группами разбегалась на гадания.
В Ржеве очень любили гадать, начинали под Старый Новый год с 13 января и заканчивали в Крещение 19 января. Особенно хотели узнать свою судьбу девушки «на выданье». Гадали разными способами: бросанием валенка или башмака за ворота, часто гадали на дровах, прибегали к гаданию с курами или петухами. Почти все ходили за деревню «слушать», в какой стороне собака залает, «слушали» под окнами. В конце 1930-х начале 1940-х годов получило большую популярность гадание у бани. Страшным, но самым верным считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей.
В подражание разыгравшейся нечисти парни чудили от Нового года до Крещения: опрокидывали поленницы дров, закладывали ворота, закрывали досками трубы на крышах. Избавлялись от нечисти в Богоявленскую ночь накануне Крещения, парни на лошадях били мётлами и кнутами по тёмным углам и закоулкам с криком, заклинаниями, а также рисовали на окнах, дверях кресты. Заканчивались Святки праздничным озорством, ряженьем, иорданью – водосвятием на Крещение.

Литература:
Германсон Б.А. Мои воспоминания о родном Ржеве (1903-1943 годы). Ржев, 2009. С. 8-9.
Концедайло Л. Святые вечера // Вече Твери. – 2009, 14 января, №2. – С. 6.
На катке // Ржевские новости. – 1996. – 19 января. – С. 7.
Стенка на стенку // Ржевские Новости. – 1996, 5 апреля.
Фивейский П. Довоенные Святки в Ржеве // Быль нового Ржева. – 1998, 16, 23 января. – С. 7; 6.
http://www.astromeridian.ru/poetry/pochemu_my_prazdnuem_novyj_god.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...